Принцип работы и устройство автомобильного кондиционера

Принцип работы и устройство автомобильного кондиционераПринцип работы и устройство автомобильного кондиционера.

Авто с кондиционером в России выглядит, скорее, как исключение, а не закономерность.

Принцип работы систем кондиционирования, нюансы их эксплуатации и управления заинтересуют как нынешних владельцев таких автомобилей, так и будущих.

Процесс кондиционирования воздуха в авто это формирование и поддержание микроклимата в салоне, т.е. регуляция температуры воздуха, уменьшение его влажности, циркуляция, очищение, устранение запахов.

На самом деле, микроклимат значительно влияет на водителя. Оптимальная температура: 18-20 С; влажность: 30-70%; при температуре 10 С тело человека начинает переохлаждаться; при 25 С человека начинает одолевать излишняя утомляемость; а при 30 С происходит замедление реакции, возможны ошибки при управлении авто. Важное значение, для нормальной терморегуляции человеческого тела имеет циркуляция воздуха в салоне, но чрезмерные сквозняки могут стать причиной простуды.

Основные элементы и принцип работы.

Кондиционер является сложной замкнутой геометрической системой, где с помощью хладагента и принудительной циркуляции происходит отвод тепла из салона автомобиля (см. рисунок.

Автомобильный кондиционер функционирует исключительно при включенном двигателе. Вкратце принцип работы можно описать так. С помощью компрессора происходит непрерывное сжатие и циркуляция хладагента. Во время сжатия хладагент из газообразного состояния переходит в жидкое, при этом конденсируясь в теплообменнике-конденсаторе и выделяя тепло. Потом при обратном переходе в состояние газа (испарение) в теплообменнике происходит поглощение тепла.

Испаритель, который находится в салоне авто, непрерывно снижает температуру воздуха. А хладагент переносит тепло в кондиционер, который находится вне салона, и освобождается от этого тепла. Данный цикл непрерывно повторяется, следовательно, из салона постоянно отводится тепло. Автоматические органы управления обеспечивают поддержание нужного микроклимата.

Хладагент представляет собой газ, находящийся в системе. До недавних пор в его роли выступал фреон R12. Но после обнародования теории о разрушении озонового слоя составляющими этого газа, его производство резко сократилось.

Сейчас уже все чаще в устройстве автомобильного кондиционера применяется фреон R134a, считающийся экологически чистым , однако обладающий меньшей на 10-15% эффективностью. Использование нового хладагента спровоцировало осложнение систем кондиционирования. Отметим также, что новый хладагент несовместим со старым, а также несовместимы компрессорные масла, которые заправляются вместе с этими хладагентами.

Компрессор сложнейший и основной агрегат системы автомобильного кондиционера. Его назначение сжатие газообразного хладагента низкой температуры и низкого давления и, таким образом, превращение его в газ высокой температуры и высокого давления.

В наше время нашли применение следующие виды компрессоров.

Компрессор. Конденсатор.

Устройство автомобильного кондиционера имеет единственное место в системе, где находится подвижное торцевое уплотнение, которое обеспечивает герметичность, является вал компрессора.

Привод компрессора производится с помощью клинового или поли клинового приводного ремня от двигателя через электромагнитную муфту. В момент подачи напряжения на обмотку муфты ее ведомый диск начинает синхронное вращение вместе со шкивом, приводя в движение и компрессорный вал.

Смазывается компрессор с помощью специального компрессорного масла, которое циркулирует по системе вместе с хладагентом. Если система работает на фреоне R12, в ней применяются минеральные масла, если на R134a полиалкиленово-гликолиевое (PAG). Если эти масла смешать, получится мутная густая смесь, которая выведет из строя систему кондиционирования и компрессор, прежде всего. В случае дозаправки кондиционера хладагентом и доливке масла применяются компоненты, соответствующие данной системе. Обычно в отсеке двигателя имеются наклейки, где указан тип хладагента, его объем и допустимый тип и объем масла (соответственно, для R134a зеленая наклейка, а для R12 – желтая.

Конденсатор в простонародии радиатор кондиционера, обычно из алюминия. Внутри его происходит конденсация (переход в жидкое состояние) хладагента, который нагнетается компрессором с попутным выделением тепла в атмосферу. Конденсатор оборудован дополнительными электровентиляторами и для обеспечения ему интенсивного обдува устанавливается перед радиатором системы охлаждения. Конденсатор также является самой уязвимой частью кондиционера, которая подвергается не только механическим повреждениям, но и коррозии. После 2-3 лет интенсивной эксплуатации он может сломаться.

Испаритель это теплообменник, обычно алюминиевый. Преобразование хладагента из жидкого в газообразное состояние (испарение) протекает с поглощением тепла. Испаритель вместе с радиатором отопителя находится в салоне авто на линии входящего воздушного потока, что позволяет эффективно снижать его температуру. Корпус испарителя для Шевроле Авео вы можете увидеть на фото ниже.

Корпус испарителя для Шевроле Авео вы можете увидеть на фото ниже.