Радиаторы трансформаторов

Радиаторы трансформаторовРадиаторы трансформаторов.

При работе трансформатора теплота, выделяемая магнитной системой, обмотками и другими частями, подверженными нагреву, передается маслу. Масло конвекцией передает теплоту стенкам бака, а стенки — окружающему воздуху. Каждый квадратный метр поверхности бака при естественной циркуляции масла способен отвести 400—450 Вт. Если тепловая нагрузка поверхности бака будет больше, то температура активной части и трансформатора может превысить допустимую. В трансформаторах небольшой мощности (25—40 кВ-А) потери энергии сравнительно невелики, для ее отвода достаточно гладкой поверхности бака. В трансформаторах мощностью более 40 кВ-А (I—III габаритов) применяют навесные радиаторы с трубами овальной или круглой формы (рис. 1). Их крепят болтами к патрубкам бака, уплотняя резиновыми прокладками.

Рис. 1. Прямотрубный двухрядный радиатор : 1 — патрубок с фланцем, 2 — коробка (коллектор), 3 — овальная труба; А — расстояние между центрами патрубков (основной .монтажный размер радиатора) Рис. 2. Прямотрубный радиатор с обдувом вентиляторами.

В более мощных трансформаторах устанавливают радиаторы с более развитой поверхностью, которые обдуваются вентиляторами (система охлаждения Д). Такой радиатор (рис. 2) состоит из нескольких рядов тонкостенных труб 5, собранных с помощью коробок 4, которые вварены в верхний и нижний коллекторы 5, присоединяемые патрубками 6 к стенке бака 7. Под радиатором на кронштейнах 8, прикрепленных к стенкам бака, установлены вентиляторы, состоящие из асинхронных электродвигателей 1 и крыльчаток 2. Каждый квадратный метр поверхности радиатора при обдуве способен отвести 750—850 Вт. Для трансформаторов мощностью 63 000 кВ-А и более, где дутьевое охлаждение не обеспечивает отвод теплоты, применяют специальные охладители . у которых принудительная циркуляция масла сочетается с дутьем. Интенсивная принудительная циркуляция масла достигается с помощью специальных центробежных электронасосов с встроенным асинхронным электродвигателем. В основном применяют электронасосы типов Т63/10 и ТТ63/10 с подачей 63 м 3 /ч и напором 10 м. Охладители устанавливают на стенках бака или выносят на отдельные фундаменты и соединяют с баком трубами.

Наиболее эффективный способ охлаждения мощных трансформаторов — водомасляная система. В охладителях такой системы нагретое масло прогоняется насосом через трубы колонки охлаждаемые противопотоком воды. Радиаторные краны. Радиаторные краны, устанавливаемые между фланцами патрубков радиатора и бака (по два на радиатор), позволяют заменять радиатор без слива масла из трансформатора, что очень важно при ремонте. Основными частями крана (рис. 3) являются: стальной корпус 1 прямоугольной формы и поворотный диск 5, установленный в отверстии корпуса на большой 4 и малой 2 осях. Ось 4 через сальник 5 выведена наружу. На ее конце закреплена рукоятка 7. Проворачивая рукоятку, закрывают или открывают отверстие в корпусе, в результате чего внутренние полости радиатора и бака сообщаются или разобщаются. Сальник, уплотняемый втулкой 6, не позволяет маслу вытекать через зазор между осью и отверстием в корпусе. Для закрепления диска в закрытом или открытом положениях служит стопорный болт 8.

Радиаторные краны устанавливают также на патрубках термосифонных фильтров и на трубопроводе, соединяющем бак с расширителем. Для патрубков с круглыми фланцами применяют краны с круглым корпусом, их устройство в основном такое же как крана, показанного на рис. 3.