Персональный сайт Евгения Хапова

Персональный сайт Евгения ХаповаКак работает климат-контроль.

В салоне Toyota Land Cruser 200 каждый из пассажиров может устроить себе личный микроклимат. Четырехзонный климат-контроль сегодня уже не редкость. Даже бюджетные модели малого и среднего классов часто предусматривают установку раздельного климат-контроля для сидящих спереди.

Находясь в современном автомобиле, мы часто сетуем на то, что электронный «мозг» принимает за водителя те или иные решения. Слежение за климатом – одна из немногих функций, которую мы перекладываем на плечи автоматики с большой радостью.

Совсем еще недавно весь арсенал воздействия на климат в салоне ограничивался регулировками температуры воздуха, дующего из «печки», да силой этого самого дуновения. Это зимой. Летом водитель среднестатистического малобюджетного автомобиля довольствовался открытыми форточками. Однако, современные понятия о микроклимате пришли в точности с темпами роста благосостояния автовладельцев. Сегодня кондиционерами могут комплектоваться даже отечественные автомобили. А у большинства зарубежных это штатное оборудование.

САМ СЕБЕ МЕТЕОБЮРО.

По сути автомобильный кондиционер устроен также, как и обычный холодильник у вас дома. Только вместо морозильной камеры — расположенный в салоне испаритель, от которого и веет холодом. Перегоняющий по трубкам хладагент компрессор приводится ремнем от двигателя. Некоторые продвинутые модели, опять же подобно домашнему холодильнику, имеют электропривод компрессора. Картинка взята с сайта.

Собственно говоря, сам по себе кондиционер это еще не система климат–контроля. Первые устройства, аналоги которых и сегодня сплошь и рядом встречаются на машинах, позволяли охлаждать воздух, но обратной связи не имели. В роли регулятора степени замораживания живого продукта выступал водитель, который постоянно прибавлял – убавлял и силу воздушного потока, и его температуру, а так же следил за тем, что следует охладить больше – ноги или голову. Занятие утомительное, а при мощном кондиционере еще и простудится – раз плюнуть.

Первой научила «печку» думать самостоятельно самая древняя марка – Mercedes-Benz. Дополнив систему кондиционера салонным температурным датчиком, инженеры освободили водителя от контроля за температурой. Отныне все что требовалось от обитателей салона – выставить оцифрованным колесиком желаемый градус и ждать, когда система сравняет реальную температуру с заданной. Однако, сколько людей столько и мнений. Средняя, проверенная годами, отметка в двадцать два градуса кому-то покажется излишне жаркой. А кто-то зимой пожелает быстрее согреться, и ему двадцать пять – норма.

И опять первыми поделили салон на зоны с разным климатом все те же обладатели трехлучевой звезды. Сегодня у дорогих авто четыре раздельные зоны, каждая – с собственными параметрами.

Однако кондиционер, который так помогает в жару, не менее полезен в промозглую зимнюю погоду. На первый взгляд странно охлаждать забортный воздух зимой. Тем не менее, при небольших морозах (примерно до пяти градусов ниже ноля) и влажной погоде последовательное охлаждение, а потом нагрев воздуха в печке (а современные системы климат-контроля устроены именно так) позволяют получить теплый, и главное – высушенный воздух. На рисунке справа видно каким образом влага оседает в кондиционере, а запотевшие стекла становятся чистыми и прозрачными. При более низкой температуре воздух сух уже сам по себе, да и климатическая установка будет работать только на нагрев.

Оговорюсь сразу – в салон должен поступать уличный воздух, то есть режим рециркуляции надо выключить. Кстати, запотевающие стекла – первый признак того, что вы злоупотребляете режимом рециркуляции. Или просто забыли его отключить после вынужденной изоляции жизненного пространства автомобиля от чадящего и тяжело пахнущего солярным выхлопом едущего впереди КАМАЗа.

Но еще до того, как воздух в климатической установке нагреется или охладится, он пройдет через фильтр, который у нас принято называть «салонным». Фильтры эти бывают разной конструкции, но цель одна удержать при помощи активированного угля как можно больше пыли, пыльцы и даже увесистых молекул некоторых соединений. Самые современные фильтры имеют электростатическое улавливание и обеззараживание пыли, для чего подключаются специальным контактом к высоковольтной схеме очистки. Если ваш автомобиль укомплектован таким фильтром – меняйте его почаще, не смотря на дороговизну. Забитый, он вызовет все то же запотевание стекол и снижение производительности «печки». Существуют и антиаллергенные климат-контроли. Например, комплексная система поддержания чистого воздуха в салоне Volvo называется IAQS и активизируется еще до запуска мотора в момент, когда вы нажимаете кнопку на брелоке сигнализации. Система сама очищает воздух в угольном фильтре, улавливая формальдегиды и углеводородные соединения, закрывает доступ извне, если воздух излишне загрязнен, и регулирует все прочие параметры.

ВЕТЕР СРЕДНИЙ ДО УМЕРЕННОГО.

Чаще всего управление климат-контролем выведено на переднюю панель. Некоторые фирмы, в частности Citroen, предлагают каждому пассажиру свой отдельный пульт персонального микроклимата, расположенный в боковой стойке.

Еще одна незаменимая черта климат-контроля – способность более –менее автоматически выбирать силу воздушного потока и его направление. Конечно, приоритет того «куда дуть» выбираете вы, но, например, уберечь в холода лобовое стекло от разрушительного теплового удара он умеет. Поэтому в жару или холод не ждите вожделенного мгновенного теплого ветра. Пауза в минуту–другую – нормальное явление для постепенного выравнивания температуры.

Из школьного курса физики нам известно, что помимо температуры и влажности, человек чувствителен еще и к третьей составляющей климата – давлению. Климатическая установка самолета, к примеру, отслеживает все три параметра. В мире четырехколесной техники аналог встретился на бронированных Audi A6 и A8. Помимо герметичного салона, такие машины могут оборудоваться системой стабилизации внутреннего давления, уберегая пассажиров не только от взрывной волны, но и от обыкновенных перепадов, например, на горном серпантине.

Небольшая сменная гильза просто вставляется в канал, по которому воздух попадает в салон. Количество запаха, как и его вид (в данном случе — запах бамбука), можно варьировать.

Ну и напоследок – приятные мелочи от французского производителя Citroen. Здесь, конечно, нет систем поддержания давления или слежения за опасными для астматиков соединениями. Все гораздо тоньше и проще. В центре торпедо многих моделей Citroen установлена емкость для духов. Повернул ручку, и салон наполнился французским ароматом. Противники же продвинутых климатических установок могут наполнить её милой сердцу солярой.

АВТОР ЕВГЕНИЙ ХАПОВ.

Все тексты, опубликованные на сайте защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

No related posts.

Слава, в смысле у вас есть снятая с машины система, которую Вы хотите установить в квартире? Теоретически это возможно, хотя абсолютно из разряда самоделкиных. Задача посильная, если вы готовы много всего делать самостоятельно. 1. Вам надо придумать, чем крутить компрессор, который в машине приводится ремнем от двигателя. Это может быть электромотор 220V, к которому Вам придется как-то изготовить шкив под ремень кондиционера. Ремень тоже придется подбирать самому, шкив на электромотор делайте самого маленького диаметра, потому что обороты у электромотора значительно больше, чем у двигателя автомобиля. 2. Надо придумать чем охлаждать радиатор кондиционера. Штатные электровентиляторы автомобиля имеют мощность порядка 1 лс, через них протекает изрядный ток при напряжении 12V. То есть понадобится мощный трансформатор 220/12V, выпрямитель (4 диода), сглаживающие конденсаторы, чтобы крутить вентилятор. Можно найти готовый но не менее чем на 1-1,5 кВт. Это почти как сварочный трансформатор по размеру и току. 3. Всё это (компрессор, электромотор, радиатор, вентилятор, осушитель) надо собрать на какой-то раме, которую нужно подвесить около окна на улице или поставить на балкон, что проще. Эти части у машины под капотом. Готовьтесь к тому, что ваш привод кондиционера будет изрядно шуметь. В машине Вы этого не слышите за шумом работы мотора. Если у Вас нет возможности поставить агрегат на балконе, придется поработать верхолазом, закрепляя всю конструкцию на улице на стене. 4. В комнате расположатся испаритель и его вентилятор (то, что у машины в салоне) и, впридачу, вся автоматика ручки управления, регулятор, датчик температуры. С этим проще, но нужно учесть, что холодный воздух спускается вниз, и вешать надо под потолок. Опять же, вся электрика тут 12-вольтовая, запитывается от того-же выпрямителя. Можно попытаться разделить мощные цепи потребления (вентилятор и мотор привода) и слаботочные (автоматика) с тем, чтобы сделать электромоторы компрессора и вентилятора 220V напрямую, а автоматику 12v, к которой тогда потребуется несильный выпрямитель или преобразователь, например как у ноутбука или даже типа зарядника телефонного на 12 V. 5. Не забудьте о том, что на компрессоре как правило есть электромуфта включения, которая тоже потребляет большой ток при напряжении 12в. Можно муфту заблокировать напрочь и вместо того чтобы подавать питание на неё через реле, к этому же реле подключить электромтор. Результат будет тот-же при сигнале на срабатывание муфты начнет крутиться компрессор. Это я к системе, когда все моторы 220в. 6. Как то придумать проложить алюминиевые трубки от уличной части в комнату, учитывая, что их конфигурация расчитана на конкретный автомобиль, и гнуть их нельзя. Можно соединить две части медными трубками (так делают все стационарные системы), но тогда придется изготовить где-то на заводе соответствующие переходники. 7. Самое главное при демонтаже системы с машины вы выпустите хладагент. После сборки нужно сначала осушить систему вакуумированием, затем закачать масло и хладагент точно так же, как это делается в автомобиле. Если у Вас есть доступ к заряжающей установке хорошо. В противном случае придется вызывать специалистов из фирмы. Сложного в процедуре нет, но вряд ли Вы сможете легко изготовить двусторонний насос и кучу переходников со шлангами и манометрами.

Если Вы готовы все это проделать самостоятельно, получится автомобильный кондиционер в квартире. Технически он почти идентичен тем системам, которые устанавливаются готовыми, с учетом всего, о чем говорил выше. На мой взгляд легче купить готовый моноблок, который, к примеру, расположить на балконе, и от него просто завести в дом воздух. С уважением.

Есть вопрос. Евгений подскажите пожалуйста как разобраться с климат контролем, недавно приобретённого автомобиля. Климат гонет только тёплый или горячий воздух, и никак неохлаждает что бы я нивыставлял.

Андрей, для хоть какого-нибудь диагноза нужно больше подробностей: марка, модель, комплектация, год выпуска, пробег, состояние и т.д. И неплохо бы симптомы по поводу неработающего климат-контроля поподробнее. А то пока я не уверен вообще, что у Вас в автомобиле кондиционер есть. С уважением, Евгений Хапов.

Здравствуйте Евгений. Автомобиль Митсубиши Л200, комплектация как мне сказали в салоне (покупал не в салоне) предлюксовая т.е. есть всё кроме кожаных сидений и коробки автомат, год 2008, пробег 40 000 км, состояние неплохое однако при детальном обследовании появилась почти уверенность, что машину утоптли или глубоко на ней заехали. По этой причине похоже, неработает подогрев сидений. Что касается климатконтроля то он точно есть и компрессор кондиционера есть.Проблема у кондиционера такая: кудабы я нивыставлял ручку температуры 17,22 градусов или выше, всегда подаётся тёплый или горячий воздух.Переключатель подачи воздуха с улицы или рециркуляция тоже невлияет на охлаждение воздуха.И положение АВТО обогревает. Заранее икренне благодарю за ответ. С уважением,Андрей.

Андрей, первое, что следует проверить в системе кондиционера наличие хладагента. Косвенно о его наличии свидетельствует срабатывание муфты привода компрессора кондиционера при включении его из салона. Должна довольно громко щелкать слышно при открытом капоте. И визуально хорошо видно, что приводной вал компрессора начинает крутиться. Совсем по-варварски можно проверить на долю секунды нажав на клапан для заправки (он близок по конструкции к колесному ниппелю). Клапан закрыт крышкой на резьбе, найдите его под капотом где-то на алюминиевых трубках системы кондиционера. Если в системе есть хладагент, будет коротенький пшик . Если в системе пусто ничего не будет. И соответственно, кондиционер при этом не запустится, поскольку датчик давления блокирует систему, если в ней давления нет. За четыре года при интенсивной эксплуатации может кородировать радиатор кондиционера или его соединения. Тоже хладагент вытечет. В общем, первым делом проверяйте наличие хладагента в системе. По хорошему, нужно гнать машину на опрессовку в любой ремонт кондиционеров. Могут быть и другие неисправности, но начинать надо с этого. С уважением, Евгений Хапов.

Здравствуйте Евгений, у меня климат то дует, то не дует, в чём может быть проблема? Хотя на табло показывает, что всё нормально, грешу на реостат.