MOHCTPOXOD › Блог › Современная климатическая установка на старый автомобиль

MOHCTPOXOD › Блог › Современная климатическая установка на старый автомобильMOHCTPOXOD › Блог › Современная климатическая установка на старый автомобиль.

Многие задаются вполне логичным вопросом: Зачем в климате средней полосы России кондиционер если те 2 недели реальной жары в год, которые нам дарит природа, можно и попариться? Всё верно, если рассуждать о домашнем кондиционере. Однако, как бы странно это не звучало, в автомобиле нам кондиционер нужен против… шума.

Кондиционер позволяет ездить с закрытыми окнами круглый год и тем самым защищает наш комфорт от шума, создаваемого самим автомобилем, от шума других автомобилей на дороге и от потока набегающего воздуха и его шума.

Чем же плоха «печка» старого автомобиля низкого класса? Во-первых, регулировкой температуры. Регулировка потока жидкости краном слишком сильно и нелинейно зависима от режима работы двигателя. В промежуточных положениях крана регулировка либо не влияет вообще, либо можно «поймать» положение, при котором на холостых из печки будет поступать ледяной воздух, но при небольшой раскрутке двигателя жар дует «по полной». Для борьбы с этой проблемой, придумали регулировку температуры воздуха методом смешивания потоков горячего и холодного с помощью управляемой водителем заслонки. Это позволяет добиться достаточного постоянства температуры поступающего из отопителя воздуха. К сожалению, необходимость организации заслонки и обводного канала холодного воздуха сильно усложняет конструкцию отопителя, увеличивает его габариты и затрудняет компоновку. Но, под пухлыми торпедами современных автомобилей, такие печки размещаются. На современных автомобилях (в США с середины 80-ых, в Европе и Японии с этого же времени, но только на топовых моделях) регулировка осуществляется автоматически сервоприводом по показаниям датчиков температуры, расположенных в салоне, что позволяет сделать постоянной и температуру в салоне (а не температуру воздуха, выходящего из печки.

Но и это ещё не всё! Большинству из нас знакома ситуация, когда ноги мёрзнут, телу жарко и клонит в сон. Это от того, что человеческое тело устроено таким образом, что нам наиболее комфортно если температура в ногах выше чем на уровне тела градусов на 8. Более того, тёплый воздух в лице вызывает сонливость (страшная штука на дальняках). К сожалению, законы физики устроены наоборот: горячий воздух поднимается вверх под потолок, а там охлаждаясь о стёкла спускается вниз в ноги. Для борьбы с этим явлением в современных климатических установках, поток горячего воздуха (часть которого поступает в ноги а часть на лобовое и боковые стёкла) «рассекается» более холодным, который подаётся на уровне тела из дефлекторов на лицевой поверхности приборной панели. При чём, обратите внимание что на большинстве автомобилей с современными климатическими установками, боковых дефлекторов два: верхний дует горячим воздухом на боковое стекло (иногда этот дефлектор расположен прямо в дверной карте), а нижний более холодным на тело/лицо водителя и пассажира. Смешивание воздуха на лицевые дефлекторы осуществляется отдельной (от основного, горячего потока), также электронно-управляемой заслонкой. К сожалению, в технических характеристиках автомобилей не указываются такие важные сведения как принципы работы климатической установки. В рекламных брошюрках скупо написано: «климат-контроль, столько-то зон», а в чём заключается «контроль» – просто в регулировке температуры или же там действительно распределяются потоки воздуха разной температуры по разной высоте и обеспечивают реальный комфорт? Это гораздо важнее чем «многозонность» климат-контроля, которая является типично маркетинговым трюком для развода «хомячков» на покупку автомобиля.

Забор воздуха из внешней среды необходим для работы системы отопления т.к. использование влажного воздуха из салона автомобиля (дыхание водителя и пассажиров, пары сохнущих ковриков итд) моментально приводит к запотеванию и обмерзанию стекол. Однако, вместе с воздухом во впуск попадает и вода (дождевая или просто из луж или во время мойки). Необходимо обеспечить её отсекание, сбор и слив под машину чтобы она, не дай бог, не попала на радиатор отопителя, в результате чего образуется пар и запотевают все стёкла.

Останавливает пыль, поступающую вместе с воздухом из внешней среды. Угольный фильтр также уменьшает запахи. Однако, следует учитывать, что реально воздух не очищается существующими на сегодняшний момент в автопроме системами фильтрации. Никакие фильтры, стоящие на современных автомобилях не обеспечивают даже намёка на соответствие воздуха в салоне автомобиля гигиеническим нормативам, действие которых не распространяется на автомобили. Бизнесу это не интересно т.к. не ведёт к увеличению продаж и поэтому этим никто не занимается. Особенно разрушительный вред вашему здоровью наносится в пробках, где нет набегающего воздуха, раздувающего загрязнения и отопитель нашего автомобиля практически напрямую всасывает выхлопные газы впереди стоящего. Особенно это касается легковых автомобилей, у которых забор воздуха находится ниже чем у грузовиков и внедорожников. Количество загрязнений в воздухе увеличивается в геометрической прогрессии с приближением к земле. Тем не менее, угольный салонный фильтр – вещь полезная т.к. как минимум уровень комфорта с ним увеличивается. Недостатков можно отметить два: Во-первых необходимость дополнительного компоновочного пространства, во-вторых фильтр создаёт сопротивление потоку воздуха и следовательно, требуется более мощный вентилятор.

Существуют два типа вентиляторов, которые применяются в климатических установках автомобилей: Осевой (обычный пропеллер) и центробежный («Беличье колесо»). В наше время на большинстве автомобилей применяется центробежный. Его основным недостатком является малая эффективность и при равной (с осевым) производительности, центробежный вентилятор имеет гораздо бОльшие габариты и гораздо бОльшую мощность электромотора (и, следовательно потребляемую электрическую мощность). Однако, работает он гораздо тише осевого вентилятора и посему, в климатической установке комфортного автомобиля, применение какого-либо вентилятора кроме центробежного, не имеет смысла. При изготовлении самодельной печки, следует учитывать, что вентилятор не должен дуть своим потоком напрямую на соты радиатора. Это может привести к тому, что подавляющее количество воздуха будет проходить через лишь небольшую часть рабочей поверхности радиатора и следовательно, гораздо меньше нагреваться. Необходимо подавать воздух на радиатора под углом или «из за угла» 🙂 так, чтобы он через него проходил только за счёт разницы давления воздуха, создаваемой вентилятором. Только в этом случае воздух через соты радиатора будет проходить равномерно. Очень важно обеспечить герметичность радиатора в корпусе, иначе сопротивление щелей может оказаться меньше чем сопротивление сот радиатора и существенная доля воздуха будет проходить мимо радиатора не нагреваясь.

С целью удаления влажного воздуха из салона автомобиля, необходимо обеспечить вытяжную вентиляцию в задней части салона. Такой вентиляцией оснащены все современные автомобили и многие старые. Однако, если её всё же нет (ВАЗ-2101, Москвич-408/412 и др.), то о ней необходимо подумать. Нагнетая воздух, вентилятор климатической установки создаёт в салоне давление выше атмосферного. Излишки воздуха при этом стравливаются через вытяжную вентиляцию. Также, удаление воздуха из салона происходит за счёт аэродинамики при движении автомобиля. Вентиляционные решетки располагаются снаружи автомобиля в зонах разряжения т.е. давление воздуха снаружи, при движении, оказывается ниже давления воздуха в салоне автомобиля и происходит его отсос из салона (при этом приток происходит через климатическую установку даже если её вентилятор выключен). В некоторых ситуациях, возникают условия, при которых давление воздуха в салоне оказывается ниже чем снаружи (боковой ветер, стояние в пробке итд). Для того, чтобы предотвратить засос выхлопных газов в салон (зачастую собственных), необходимо обеспечить работу обратного клапана. Как правило, это осуществляется применением шторки из тонкого резиноподобного материала, который прижимается к краям воздушного канала вентиляции за счёт собственного веса, либо применением слегка подпружиненных жалюзи. Зона разряжения на наружной поверхности автомобиля находится по отсутствию на ней грязи зимой. Как правило, это задняя стойка крыши, однако существуют варианты в боковых частях задних фонарей или даже под объёмным задним бампером.

Подводя итоги, как должна работать климатическая установка, можно сказать следующее.

Общее : — Необходимо применять центробежный вентилятор — Обеспечить улавливание и слив воды — Обеспечить вытяжную вентиляцию с выходом воздуха наружу в зоне разряжения при движении и с клапаном, предотвращающим движение воздуха в обратном направлении. В части отопления : — Забор воздуха должен осуществляться из внешней среды и желательно через фильтр. — Регулировка температуры в обоих контурах должна осуществляться методом смешивания горячего и холодного воздуха (желательно электронно-управляемой заслонкой по показаниям датчиков). — Должно быть 2 контура: горячий и холодный (воздух из «холодного» контура тоже тёплый, но его температура ниже чем у воздуха из «горячего» контура). Датчик управления температурой «горячего» контура ставится в салоне (иногда их несколько, в разных точках), а датчик «холодного» контура – прямо в выходном дефлекторе т.к. холодный воздух непосредственным потоком направляется на тело водителя и пассажира. — Воздух из «горячего» контура подаётся в ноги и на лобовое и боковые стёкла. — Воздух из «холодного» контура подаётся на тело и лицо водителя и пассажира через дефлекторы на лицевой части приборной панели (торпеды). — Материалы, применяющиеся в конструкции отопителя не должны создавать запахов при нагревании. В части кондиционирования воздуха : — Забор воздуха осуществляется из салона автомобиля (кондиционер сушит воздух и следовательно его работа не приводит к запотеванию стекол, за то на внутреннем воздухе он работает эффективнее плюс в меньшей степени попадают выхлопные газы и шинная пыль из внешней среды) — воздух выпускается через обдув лобового стекла. В большинстве автомобилей, ещё и через лицевые дефлекторы, но существует мнение, что это опасно для здоровья.

Так что же делать самодельщику.

Вариант первый (самый дешевый и легко осуществимый в случае «схождения пасьянса») – найти донора с климатической установкой, которую возможно было бы вкомпоновать в наш автомобиль. Стоит рассмотреть как традиционное размещение установки под торпедой, так и вместо «бардачка» и даже под капотом или частично под торпедой и под капотом т.к. современные климатические установки по габаритам гораздо больше чем доступное компоновочное пространство под торпедой старых автомобилей. Тут самое сложное – подогнать забор наружного воздуха.

Второй вариант – на основе компонентов от донора изготовить собственную климатическую установку. Тут следует учитывать моменты: — Испаритель кондиционера устанавливается до радиатора отопителя по ходу движения воздуха т.к. в некоторых режимах (отпотевание лобового стекла) они работают вместе. — Испаритель должен быть ниже радиатора т.к. с него капает конденсат, плюс необходимо предусмотреть слив конденсата на улицу. — Все заслонки лучше использовать заводские с их корпусными частями т.к. обеспечение их герметичности (в крайних положениях) в кустарных условиях крайне затруднительно. — Вентилятор нужно использовать тоже вместе со своим корпусом «улиткой.

Простенький вариант установки кондиционера.

Если предположим, нас устраивает родная печка и неохота особо заморачиваться, а лишь хочется дополнить автомобиль кондиционером, то есть «доступный вариант». Учитывая, что забор воздуха для кондиционирования осуществляется из салона автомобиля и отсутствует «привязка» к впуску воздуха из внешней среды, из климатической установки донора можно выудить лишь вентилятор и испаритель и установить их в любое удобное место под торпедой. Выход холодного воздуха врезать в канал подачи воздуха на лобовое стекло. Необходимо врезать в этот канал одну заслонку, которая бы в своих крайних положениях перекрывала бы этот канал по направлению к радиатору отопителя и по направлению к кондиционеру.

Нравится 20 Подписаться.